“В присутствии клоуна” существенно отличается от
всего творческого наследия Бергмана. Здесь к двум типичной для Бергмана
двум составляющим, как то экзистенциальный ужас перед смертью, и
психоаналитические экскурсы в детские травмы героев добавляется третья
составляющая - которую условно можно назвать “Юмором висельника”.
Ранний и средний Бергман не позволяет себе и нотку ироничного, дабы не
размельчать глубину трагедии, поздний Бергман включает Юмор висельника
в свою парадигму и добивается небывалого эффекта, эффекта при котором
все защитные перегородки и зрителя рассыпаются в прах и он оказывается
один на один с бездной. Два душевно больных, один из которых объявляет
себя великим мучеником свободы и … членом тайного общества по борьбе за
свободу пукания, а затем перефразируя Сведенборга, доказывает что у
Бога такое же лицо как и у него. Бог такой же как я, у него моё лицо, и
мы видим измученное дряхлое лицо доцента Эгермана. Бергман, доселе не
допускавший ни единой двусмысленности, вдруг идёт на откровенный
эпатаж. С чего бы это?
Год выпуска: 1997
Жанр: Драма
Режиссер:: Ингмар Бергман
В ролях: Бьорж Ахлстедт, Мэри Ричардсон, Эрланд
Юзефсон, Пернилла Огаст, Анита Бьорк, Агнета Екманнер, Лена Ендре,
Гуннел Фред, Герти Кулле, Питер Стормаре и др.
1
2